Сегментация клиентской базы в бизнесе: пошаговая инструкция
30.10.2022
Пошаговая инструкция о проведении сегментации клиентской базы в бизнесе
Сегментация целевой аудитории не только важная часть маркетинга компании, но и в целом неотъемлемый элемент ведения бизнеса. Этот способ группирование клиентов помогает качественно определить их интересы и потребности, таким образов разработать новый продукт, который увеличит продажи компании и повысит лояльность покупателей.
Ранее мы писать о влиянии сегментация клиентской базы на бизнес, а сегодня разберем пошаговые действия для ее реализации.
Инструкция для сегментации целевой аудитории в бизнесе
1. Определите главную цель сегментации целевой аудитории
Это могут быть разные задачи, однако они должны иметь конкретику в понимании, чтобы полученная группа клиентов имела узкое направление. Это поможет в разработке продукта, который угодит потребностям покупателей. Например:
- кто будет использовать результаты сегментации;
- для чего они будут использоваться.
2. Определиться с методами сегментации клиентской базы или создать собственный алгоритм вычисления потребностей и ранжирования клиентов
Из известных методов можно использовать: RFM-анализ, кластерный анализ и анализ ассоциативных правил.
3. Определиться со списком данных, которые понадобятся в использовании.
Например:
- какая часть клиентской базы будет использоваться (активные клиенты; клиенты, совершившие N покупок; покупавшие определенный товар; установившие мобильное приложение; все клиенты);
- выбрать период;
- собрать показатели, необходимые для вычисления.
4. Обработать и подготовить полученные данные.
После того, как вы определитесь с методом анализа аудитории и необходимыми данными, которые нужно получить, идет процесс их сбора. По его окончанию необходимо провести анализ полученных данных и подготовить отчет:
- собрать данные в один согласованный массив, где одна строка — одно наблюдение, один столбец — одна переменная;
- проверить данные на ошибки и очистить их (убрать пустые или недопустимые значения);
- убрать выбросы по каждому из параметров:
– рассчитать стандартное отклонение. Факт его значительного отличия от среднего значения говорит о том, что в выборке присутствуют выбросы;
– вычислить медиану — величину, находящуюся в середине набора данных, упорядоченного по возрастанию или убыванию. Если количество членов нечётное, то она принимает значение суммы двух срединных членов, деленной на два;
– вычислить верхнюю и нижнюю границу квартиля — величин, за пределами которых (выше и ниже соответственно) находится 25% значений;
– всё, что лежит выше суммы (разности) верхней (нижней) границы квартиля и межквартильного расстояния, умноженного на 1,5, является выбросами.
Полученные данные опросов, как и количественные данные, можно применить в сегментировании. Но прежде, чем это сделать, необходимо их обработать:
- проверка анкеты: если вы выполняете анкетирование не лично, а отдаёте на аутсорс или отправляете анкету по email, то первым делом следует проверить качество заполнения и отсутствие пропущенных ответов;
- оцифровать: все анкеты необходимо перевести в электронный вид для продолжения анализа, после этого исправить ошибки, привести ответы на открытые вопросы к единым формулировкам;
- чистка данных — на этом этапе следует повторно проверить данные на отсутствие пропущенных значений, выходы значений за обозначенные пределы. Анкеты с ошибками должны полностью исключаться из анализа.
Сколько клиентов нужно опросить для получения точных данных?
Есть минимальное количество людей, которые может показать хорошие данные для анализа — 30. Но также можно и посчитать величину, используя для этого стандартные калькуляторы, введя в поиске «размер выборки». Но на самом деле это не так просто, подобные калькуляторы позволяют узнать размер выборки только по одному вопросу, на который будет всего два варианта ответа. Но в большинстве случаев анкета предполагает сбор большего количества данных.
Есть стандартные статистические формулы, которые используются для расчётов, но они предполагают, что вы уже знаете, в каком диапазоне будут находиться ответы.
Очевидно, что чем больше людей будет опрошено, тем точнее будет результат. Выборка на самом деле слабо зависит от генеральной совокупности, у вас может быть 5 тысяч клиентов или 5 миллионов, но по одинаковому числу параметров вам потребуется опросить одинаковое количество респондентов.
Читайте также: "Как правильно определить целевую аудиторию для дизайна"
Автор: Вероника Ильина
Источник: netology.ru